понедельник, 3 февраля 2014 г.

Геннадий Нетяга: «Мое образование мне не пригодилось. Все, что я знаю о бизнесе, я получил из газеты «КоммерсантЪ» и личного опыта»

Геннадий Нетяга, СЕО компании ExpoPromo Group Ltd., основатель TicketForEvent
Геннадий Нетяга (СЕО компании ExpoPromo Group Ltd., основатель TicketForEvent, онлайн-сервиса регистрации на мероприятие, продажи электронных билетов и бейджей на него) о неудачах, возникших на запуске проекта, боязливых инвесторах и преимуществе личного опыта перед образованием.

Как вы попали в выставочную индустрию? Какой карьерный путь прошли?

В 1993 году я организовал участие одной компании в мебельной выставке. Уровень подготовки и проведения им очень понравился. После этого ко мне стали обращаться за консультациями другие компании и вскоре пригласили работать в Германию.

Вы 15 лет занимаетесь конференциями и выставками, никогда не казалось, что вы выросли из этой темы, не хотелось сменить род деятельности?

Как раз попробовал и занялся интернет-проектами.  Естественно, все они связаны с тем, что у меня хорошо получается – с организацией выставок и конференций.

Когда долго работаешь в одной области, как избежать выгорания? Как сохранить интерес к теме?

Я считаю, что в 40 лет надо стараться развиваться в своей нише, искать себя уже поздно, этим занимаются в 20. Можно менять вид деятельности внутри отрасли. Я не только организовываю выставки, но и занимаюсь другими выставочными, туристическими, интернет-проектами и все они находятся в более или менее смежных областях.

Где вы учились? Пригодились ли знания, полученные в институте?

Я учился в Хмельницком технологическом институте бытового обслуживания и могу сказать, что образование мне не пригодилось. Конечно, я не хочу советовать всем не учиться, моя юность – это совсем другое время, в вузах давали другие знания. Все знания, которые мне действительно пригодились, я получил из газеты «КоммерсантЪ», перепечатанной еще в то время деловой литературы и личного опыта.

Какие неудачи сделали вас сильнее?

Интернет и выставочная индустрия - это сфера деятельности с высоким уровнем риска. Несколько серьезных проектов оказались неприбыльными, были провальные выставочные мероприятия. В качестве примера можно назвать Bizcont.com. Тогда нам не хватило терпения, выдержки и денег. Эти события мне многое дали. Не сил, конечно, но опыта. А опыт – это главное.

Вы живете на Украине, чем, на ваш взгляд, отличается украинский  интернет-бизнес от российского? Есть ли местная специфика?

В России емкость рынка больше, это здорово. А с другой стороны, это можно отнести и к минусам: на Украине из-за маленького объема рынка приходится придумывать более глобальные проекты, предоставляющие больший спектр услуг и возможностей. Также российский рынок более динамичный и опытный.

Как появился проект  TicketForEvent?  О чем ваш бизнес?

В 2002 году мы с партнером запустили проект ExpoUa.com. Сейчас это крупнейшая база бизнес-мероприятий, с помощью которой посетители могут легко найти необходимую им выставку, конференцию, семинар, тренинг не только на Украине, но и по всему миру. Для учета количества людей на том или ином мероприятии мы придумали возможность онлайн-регистрации. Посетители вносили свои данные и получали бейдж и билет. Сервис развивался, у него появлялись новые функции, например, генерация билетного кода с возможностью его сканирования с мобильным телефоном.

Впоследствии придуманная ранее дополнительная функция на ExpoUa.com и полученные 2011 году инвестиции от DekartaCapital позволили нам создать отдельный сервис TicketForEvent, бета-версия которого была готова уже в 2006 году.

TicketForEvent – проект, автоматизирующий работу по организации мероприятий. Среди возможностей, которые мы предоставляем: проведение ранних продаж, необходимых организатору для получения первых средств на подготовку к мероприятию, размещение поля регистрации и покупки на интернет-площадках, наиболее удобных для этого (распространяется и на социальные сети), настройка скидок, наиболее выгодных покупателям, установка e-mail-рассылок для оповещения целевой аудитории, полный пакет услуг по бухгалтерии, более 90 способов оплаты и другое.

В одном интервью вы говорили, что слишком поздно начали этот бизнес, прислушавшись к аналитикам. Что они вам советовали и как бы вы поступили сейчас?

В середине 2000-х мы исследовали рынок и поняли, что идея TicketForEvent не востребована на рынках  Украины и России из-за своей инновационности. Тогда мы сделали попытку продвижения за рубеж. Стали обращаться в инвестиционные фонды, но не встретили поддержки. По совету аналитиков, мы не стали рисковать и на время отложили проект. Как выяснилось позже, зря!

Нужно было приложить больше усилий для выхода на американский или европейский рынок. Но тогда продукт был еще недоработан, мы не до конца понимали особенности зарубежного рынка и его специфической аудитории, количество уже потраченных средств и усилий было огромным. В итоге, TicketForEvent  стартовал как самостоятельный проект только в 2011 году. И теперь нам приходится наблюдать со стороны, как удачно провел IPO, выпущенный в 2000 году Cvent и как к нему готовится Eventbrite, начавший работу в 2006 году.

С какими сложностями вы еще столкнулись? Что кажется трудным сейчас?


Нехватка хороших, качественных ресурсов, в основном профессиональных: хороших менеджеров по продажам для активного завоевания рынка и качественного привлечения клиентов. Сейчас самое трудное – за всем успеть: за всеми клиентами, за развитием рынка, за взятым темпом развития.

Правда ли, что некоторые инвесторы с опасением относились к тому, что сервис делают на Украине?

Да, правда. Мы не вполне понимали, почему инвесторы отказывают нам. Как я узнал позже, это происходило именно из-за того, что наша штаб-квартира находилась на Украине. Тогда к ней с опаской относились все инвесторы. Сейчас уже венчурные фонды понимают, что на Украине тоже появляются хорошие стартапы и отличные профессионалы, и вообще, неважно, в какой стране родился интернет-проект.

Вы, пожалуй, один из самых известных и успешных украинских интернет-бизнесменов. В какой момент жизни почувствовали, что можете начать свое дело? Когда вообще лучше начинать делать что-то свое?

Спасибо (улыбается)!  На самом деле, на Украине и в России много талантливых бизнесменов, но не все из них публичные люди. Я могу сказать, что знаю огромное количество толковых предпринимателей, немало  из которых успешны, но широкой публике известно мало. 

В качестве наемного сотрудника я работал лишь дважды.  Первое место – Хмельницкая телерадиокомпания, а затем я был менеджером по продажам и специалистом по маркетингу в «Статусе», это мебельная  компания, для которой я организовал то самое, знаковое для себя участие в мебельной выставке. После я стал предпринимателем и работал только на себя. Одним из первых собственных проектов стало рекламное агентство, которое мы с партнерами создали в начале 90-х, вывели на хороший уровень, а потом продали. Еще торговали телевизорами – тогда только так и выживали.

Как предпринимателю избежать иллюзии, что он уже способен создать свой бизнес, если на самом деле его опыта еще недостаточно?

Не бывает такого состояния, когда достаточно имеющегося опыта. Его всегда мало. Нужно рисковать и делать.

Какие ошибки часто приводят молодых предпринимателей к провалу? Какие бы советы вы им дали?

Увлеченность идеей без понимания реальности - без знаний о рынке, спросе, конкурентах и многих других важных деталях. Через это я и сам проходил. Идеальный случай для бизнеса, когда в команде есть оптимист и пессимист. Но преобладать, безусловно, должен оптимизм.

Что вы думаете про бизнес-инкубаторы? Нужен ли стартапам такой опыт?

В целом, да, если бизнес-инкубатор представляет собой именно то, чем он должен быть в идеале – качественное менторство. Но инкубаторы для тех, кто проходит свой путь впервые. Для опытных бизнесменов, уже набивших шишки, такая школа не подходит. Они и сами способны учить новичков. Однако «правильный» инкубатор – с хорошими менторами, связями – найти сложно. К сожалению, не все современные подобные организации отличаются качеством. К их поиску нужно относиться очень серьезно и вдумчиво. Помимо этого есть и другой более простой вариант: найти профессионального ментора, который заменит все инкубаторы.

Кто из ИТ-лидеров оказал на вас влияние?

Не склонен создавать себе кумиров. Есть первые лица, которые, так или иначе, влияют на меня. Порой влияют ситуативно – узнал что-то новое о человеке, пытаешься вникнуть, почерпнуть что-то новое из этой ситуации. Важно осмысливать их опыт и перенимать его.

Каким своим поступком вы больше всего гордитесь?

Горжусь тем, что выбил у инвесторов акционерную программу для сотрудников.

Насколько необходимо в вашем бизнесе принимать быстрые решения? Или вы отдаете предпочтение медленному и рассудительному способу выхода из сложных ситуаций?

Важно уметь принимать быстрые решения. При длительном обдумывании появляется риск упустить деньги или позже упасть, а падать лучше раньше. Как бы долго вы ни планировали, невозможно сделать все идеально. Чтобы учесть все обстоятельства, необходимо все проверить не только на моделях, но и на практике, получить результаты, первый опыт, внести коррективы. Потребность в этой работе пропадет, если вы научитесь ставить правильные задачи и выполнять их без потери столь ценного времени.

У вас есть бизнес-талисман?

Есть, любимая ручка.

Какую профессию вы бы пожелали своим детям?


Любимую!


Интервью для snob.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий