вторник, 21 октября 2014 г.

Стартап по-женски с Анастасией Косачевой

В центре нашего внимания сегодня оказался проект TicketForEvent – сервис онлайн-регистрации и продажи электронных билетов, делающий процесс поиска нужного мероприятия и регистрации на него максимально простым, удобным и требующим всего нескольких кликов.


Основной целью практически любого стартап-проекта, рассчитывающего на успех, должна быть не коммерческая выгода, а стремление улучшить и облегчить жизнь потребителей. Это истина, правильность которой проверена временем и многими компаниями на собственном опыте. В центре нашего внимания сегодня оказался проект TicketForEvent – сервис онлайн-регистрации и продажи электронных билетов, делающий процесс поиска нужного мероприятия и регистрации на него максимально простым, удобным и требующим всего нескольких кликов. Основателем, идейным вдохновителем и движущей силой TicketForEvent является Геннадий Нетяга. Мы поговорили с соосновательницей и операционным директором компании Анастасией Косачевой (на фото), которая стояла у истоков стартапа. Анастасия рассказала нам о том, как развивался TicketForEvent, как привлекались первые клиенты, где команда черпает вдохновение, и какие строит планы на будущее.


UBR.ua: Анастасия, что такое, на Ваш взгляд, женский стартап и каковые его основные особенности?

- Мое личное мнение, что в бизнесе нет мужских и женских категорий, а, соответственно, и не бывает женских или мужских стартапов. За любым делом стоят предприниматели – это несколько другая категория, без гендерного признака. Посему и говорить о стартапе как о женском, обладающем при этом специфическим набором характеристик, не правильно, на мой взгляд. Я точно так же считаю, что нет женщин или мужчин финансистов, инженеров, математиков. Есть специалисты. Все они обладают набором характеристик, и чисто технически гендерный признак не может повлиять на саму роль. Может ли кто-то с уверенностью сказать о том, кто готовил финансовый отчет или конструировал автомобиль, имея сведения только о результатах работы? Уверена – нет.

UBR.ua: Исходя из Вашего опыта, много ли девушек сегодня решаются на создание и развитие собственных проектов? Что может подтолкнуть к этой идее, а что, наоборот, стать стоп-фактором?

- Исходя из личного опыта, предпринимательство, все же, ближе по духу мужчинам. Поэтому, женщин-предпринимателей, скажем, в славянских странах значительно меньше, чем мужчин. При этом в Европе этот показатель выше!

Причин тому масса. Одна из главных, на мой взгляд, – культурно-социальные традиции в нашем обществе. Мужчина – кормилец, добытчик, а женщина – хранительница очага. Дети впитывают в себя определенные представления о распределении социальных ролей с первых лет жизни от своих родителей и подкрепляют их общественным мнением. И, к сожалению, многие люди так и проживают жизнь, отвечая на вопросы "А что скажут люди?" и "Как соответствовать образу идеального мужчины/женщины?", а не "Что я думаю/чувствую по этому поводу?" и "Чего на самом деле хочу я? Как этого достичь?". Женщины не просто боятся заниматься бизнесом, они даже не допускают мысли о том, что могут этого хотеть и быть успешными.

Подтолкнуть к идее стартапа, равно как и стать стоп-фактором, может что угодно. Кто-то занимается бизнесом, потому что в личной жизни “не лады”, кто-то потому что в детстве был беден и теперь хочет доказать себе и всему миру что может, хочет и будет! И так далее. Стоп-факторы могут иметь разную природу, но все их можно назвать одним словом – страх. Боязнь поражения, боязнь разрыва шаблонов, боязнь конкуренции и т.д.

А я лично считаю, что самым здоровым мотиватором для того, чтобы основать стартап есть истинное внутреннее желание человека заниматься тем, что ему нравится.

UBR.ua: Вы являетесь сооснователем сервиса TicketForEvent. Расскажите о нем несколькими предложениями. Как появилась идея проекта? Трудно ли стоять у истоков стартапа?

- Идея проекта TicketForEvent родилась еще в 2002 году. Геннадий Нетяга вместе с партнером запустил проект ExpoUa.com – календарь мероприятий для организаторов выставок на Украине и в мире. На тот момент у него уже был опыт работы в выставочном бизнесе более 10-ти лет, и потому он хорошо чувствовал его потребности. Одной из них, например, является необходимость генерировать поток посетителей и управлять им. Так и была придумана онлайн-регистрация (посетители регистрируются, вносят данные и получают билет или бейдж). Со временем, она несколько трансформировалась и обросла более продвинутыми опциями – генерацией кода с возможностью его сканирования специальным оборудованием (сканерами) или камерами ноутбука и даже камерой мобильного телефона.

Стоять у истоков стартапа невероятно интересно! Да, безусловно, есть ряд сложностей. Но, я их для себя называю задачами к решению. Особенно много таких задач в проектах, которые не имеют аналогов и соответствующей практики предшественников (так было с TicketForEvent на рынке СНГ), которую можно было бы применить в построении процессов. Но тем-то и интересней! Все нужно создавать с нуля, начиная от технологии и заканчивая построением операционных процессов и настройкой правильной коммуникации с аудиторией.

UBR.ua: Ваш проект был основан в 2011 году. Насколько сильно он изменился за это время? С чего начиналась реализация?

- Как я уже говорила, проект родился из одного из проектов Геннадия Нетяги – ExpoUA.com – это база бизнес-мероприятий, с помощью которой посетители могут легко найти необходимую им выставку, конференцию, семинар, тренинг не только в Украине, но и по всему миру. Для учета количества людей на том или ином мероприятии создали возможность онлайн-регистрации. Впоследствии, придуманная ранее дополнительная функция на ExpoUa.com и полученные 2011 году инвестиции от DekartaCapital позволили нам создать отдельный сервис TicketForEvent, бета-версия которого была готова еще в 2006 году.

Проект находится в постоянной динамике. С одной стороны, мы следуем в ногу со временем и постоянно дорабатываем и улучшаем сервис, добавляем новые полезные функции. Из последних новшеств, запущенных в 2014 году – возможность сканирования билетов на входе с помощью смартфона. С другой стороны, и это львиная доля доработок, есть те, которые мы делаем для наших VIP-клиентов и которые впоследствии становятся полезными и востребованными среди других клиентов. И я считаю, что это наилучший путь – слушать и слышать клиента. Так, например, очень крутая фишка в нашем сервисе – карта зала с местами. Мы ее создавали специально для Московского Центра международной торговли. И, конечно же, она стала популярной и является одним из наших конкурентных преимуществ.

По сути, наши клиенты сами создают продукт, который решает их задачи.

UBR.ua: С какими проблемами TicketForEvent уже успел столкнулся во время своего становления и развития? Какие вопросы оказались самыми серьезными?

- Из главных сложностей, на мой взгляд, могу назвать две. Первое – это то, что в момент запуска проекта, рынок СНГ еще не совсем созрел к подобного рода сервису. И я сейчас говорю как о наших клиентах-организаторах мероприятий, так и покупателях билетов. Показатели проникновения интернета и digital-подкованности аудитории 3 года назад были значительно ниже, чем, например, в европейских странах или Америке, где в 2011 году уже существовали подобные сервисы и пользовались популярностью. Параллельно с презентацией и продажей продукта мы проводили массовое обучение. И честно скажу, это отдельное удовольствие, когда к нам в клиентскую поддержку звонит покупатель – бабушка из дальнего региона, которая на момент звонка понятия не имеет, что делать с банковской картой своего внука, которую держит в руках. А при окончании звонка гордо и радостно благодарит за то, что электронный билет уже пришел на электронку ее внука и она обязательно его распечатает, положит в файл и принесет на мероприятие.

А второе – это сложности, с которыми мы столкнулись в процессе подключения платежных систем в проекте. Эта проблема перекликается с первой, поскольку, например, банки с опаской относились к бизнес-модели, которую мы озвучивали, подавая заявки на подключение. Один из самых популярных банков в Украине нам на то время даже отказал в подключении к эквайрингу. На тот момент, мы решили проблему, подключив наше Британское представительство к услугам надежного и более продвинутого немецкого банка. Но позже, в 2013 году, тот самый украинский банк сам настойчиво бегал за нами и уговаривал стать их клиентами.

UBR.ua: Бытует мнение, что одной из самых главных проблем практически любого проекта рано или поздно становится поиск инвестиций. Так ли это? Как Вы подошли к решению этого вопроса? В целом, существует ли определенная "обязательная программа" трудностей, через которые проходят все без исключения стартапы?

- Поиск инвестиций – это один из важных этапов практически каждого проекта. Для того, чтобы он не был проблемой, а просто очередной задачей, нужно думать об этой необходимости задолго до того, когда ресурс на исходе. За практическими советами в этом вопросе лучше обратиться к Геннадию, я не специалист в этом вопросе.

Я думаю, что "обязательной программы" трудностей нет. На эволюцию любого стартапа влияет широкий набор разнообразных факторов – начиная от готовности рынка к продукту и заканчивая политической ситуацией в стране.

UBR.ua: Какова статистика TicketForEvent на сегодняшний день? Сколько билетов было продано? Сколько мероприятий зарегистрировано?

- У нас на такие показатели установлены счетчики – всегда важно и интересно следить за динамикой. Вот, на сегодня, буквально 9673 мероприятий активировано, 523 298 электронных билета продано. На начало 2014 года сервисом воспользовалось более 8 тыс. организаторов. При этом, рост за последние 12 месяцев составил более 100%.

UBR.ua: Какие маркетинговые инструменты и способы привлечения потенциальных клиентов Вы использовали на старте проекта и применяете сейчас?

- Начинали с базового – контекст и реклама в социальных сетях и профессиональных сообществах. Потом перешли на статьи в СМИ и прессе, о том, как правильно делать ивенты, освещали проблематику. За год накопилось столько материалов, что выпустили в итоге книгу - сборник рецептов успешного мероприятия.

Сейчас много вкладываемся в имидж и PR. Крупные клиенты именно оттуда сами о нас узнают и зовут участвовать в тендерах.

UBR.ua: Расскажите, пожалуйста, немного о схеме монетизации Вашего проекта. Как она разрабатывалась?

- TicketForEvent зарабатывает на комиссии, которая оплачивается организаторами. Если мероприятие бесплатное, то ресурс зарабатывает на фиксированной цене за билет (до 1$ с билета). Если же вход на мероприятие платный, то к фиксированной плате добавляется комиссия в 3% за пользование сервисом (в т.ч. поддержкой покупателей, бухгалтерской поддержкой) и расходы за использование платежных систем. Аналогичные сервисы, работающие на рынках США и Германии, работают приблизительно по такой же комиссии.

UBR.ua: Какова команда TicketForEvent?

- Команда TicketForEvent выросла из команды ExpoPromo Group Ltd. Когда его выделили в отдельное направление и убедились, что сервис востребован, то часть сотрудников компании начала заниматься только новым проектом. Кроме того, мы стали усиливать коллектив, привлекая менеджеров высшего звена, профессионалов в маркетинге, продажах.

UBR.ua: На сегодняшний день Ваш проект представлен в ряде стран. Какие планы у сервиса на будущее? Планируется ли внедрение новых возможней и услуг?

- Из ближайших планов у нас выход на новые рынки:
Казахстана, Узбекистана с продажами из московского офиса;
Восточной Европы (Польша, Черногория и т.д.) из киевского офиса;
Среднего Востока (ОАЭ и т.д.) из офиса в Стамбуле.

Объемы рынков - многообещающие и стимулируют к выходу на них.

UBR.ua: Анастасия, какую, на Ваш взгляд, роль играет конкуренция в вопросах развития и ведения бизнеса? Есть ли конкуренты у TicketForEvent?

- Для меня слово "конкурент" носит какую-то негативную окраску. Я называю сервисы, подобные нашему, просто игроками рынка. Я считаю, что это явление очень позитивное для всех сторон. Они являются дополнительным стимулом к тому, чтобы постоянно развиваться. На каждом из рынков есть ряд подобных сервисов.

UBR.ua: Запуская свой стартап, многие предприниматели стараются брать пример с успешных бизнесменов, которые уже являются основателями известных проектов. Опыт каких компаний или личностей Вы порекомендовали бы взять за основу? Какие истории успеха вдохновляют Вас?

- Во-первых, меня всегда вдохновлял и восхищал, сам Геннадий Нетяга. И на сегодняшний день, он для меня пример профессионала, который привносит ценность в наш мир. Да, и вообще, на мой взгляд, успех ожидает лишь те проекты, которые ориентированы на глобальную идею (коей является миссия компании), а не на сиюминутный заработок. И за которыми стоят Личности, которые горят своей идеей.

В пример приведу две миссии широко известных компаний, которые меня вдохновляют:
  • Apple Computer: "Мы предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире". Думал ли Стив Джобс, когда в гараже просиживал дни с паяльником, о сверхприбылах? Им двигали другие ценности.
  • Tesla Motors – "пересадить жителей США на автомобили с нулевым выбросом". В заботе о будущем всей планеты, человек загорелся идеей и зажег единомышленников.
И интересно, что и первая и вторая не сразу стали успешны. Но идейные вдохновители верили в то, что делают и чем живут. Tesla Motors понадобилось 10 лет для того, чтобы доказать миру, что электромобили могут быть прибыльными.

UBR.ua: Перечислите несколько стартап-проектов, которые привлекли Ваше внимание в последнее время. Почему?

- Я бы хотела говорить об украинских стартапах. Потому что у нас действительно много отличных проектов и команд! Мне очень нравится PetCube, пусть уже и 2 года прошло с момента моего знакомства с их идеей. Я очень жду их успехов! Они были не только одними из первых успешных украинцев на Kickstrater, но и достигли того, что могут стать массовым продуктом. Это тот проект, который у меня, как у человека, у которого тоже есть домашний любимец, вызывает самые позитивные эмоции. Допускаю, что я и объективной в данном случае быть не могу. Что касается исключительно полезных сервисов, то это, наверное, Hashtago. А еще хочу отметить тот тренд среди украинских стартаперов, который вдохновляет и который говорит о том, насколько сильно они хотят развивать нашу экономику и наш рынок. В последнее время, появляются именно такие сервисы – для внутреннего рынка или же те, которые призваны развивать ту или иную сферу экономики. Например, совсем недавно киевские стартаперы запустили мобильный путеводитель по Львову TripMe Lviv. Это достойно уважения!

UBR.ua: Анастасия, напоследок, дайте, пожалуйста, несколько советов нашим читателям о том, как правильно создавать свой стартап? С чего лучше начинать? Каких проблем стоит и не стоит бояться? Где начинающему предпринимателю искать помощи и поддержки?

- Для меня первым правилом является не бояться рисковать, да и в принципе не бояться. Любую задачу можно решить. Главное – сильное желание, и все получится. И второе – не бояться корректировать поставленные цели со временем. Возможно, с течением времени, вы поймете, что гораздо выгоднее сменить формат вашего стартапа, а вы себе его представляли ранее другим. Не нужно думать о том, что было раньше, важно уметь вовремя корректировать планы.

А вот за помощью и поддержкой я советую однозначно обращаться к людям, которые являются для вас кумирами, которые вдохновляют. И даже если вы не знаете этих людей лично, вы всегда можете найти возможность проконсультироваться.

Текст "Статья для ubr.ua"

Комментариев нет:

Отправить комментарий